Разработка бизнес идей: «Мозговой штурм»

Метод «мозгового штурма», который впервые описал в 1950 х гг. Алекс Озборн, по сей день остается эффективным способом поиска творческих решений сложных проблем. «Мозговой штурм» обычно предваряется трехэтапным «ритуалом».

Опишем кратко каждый из этих этапов.

1. Разработка «повестки дня» и тщательное письменное определение задачи (задач).

2. Установление «квот»: количество новых решений, которые предстоит найти, и временные рамки, в которые необходимо уложиться (для каждой задачи).

3. Изучение «внутренних правил» участниками «мозгового штурма».

Перейдем к правилам проведения «мозгового штурма».

Выбор лидера

Выберите лидера — он будет ответственным за «связь с реальностью». Все остальные участники «мозгового штурма» должны «придумывать дикие вещи». В «мозговом штурме» лидер играет второстепенную роль. Важно, чтобы он не оказывал никакого влияния на участников «мозгового штурма».

Задачи лидера таковы:

  • фиксировать все высказанные идеи на бумаге;
  • следить за соблюдением «повестки дня» и графика;
  • пресекать любые критические высказывания в группе — во время «мозгового штурма» не должно быть каких либо негативных мнений;
  • следить за тем, чтобы участники группы уделяли время «структурированию» (четкому формулированию) каждой идеи;
  • поддерживать такую атмосферу, чтобы все члены группы могли участвовать в процессе «мозгового штурма».

Внутренние правила «мозгового штурма»

1. Исключить любую критику идей (собственных или придуманных другими) со стороны участников процесса. Не задавайтесь вопросом, плоха или хороша эта идея. Примите ее и подумайте о том, как ее можно развить.

2. Свободные и оригинальные мысли приветствуются. Нужны дикие, сумасшедшие, смешные и странные идеи. Почему? Максимально нетрадиционные решения часто заставляют нас посмотреть на проблему по другому.

3. Цель «мозгового штурма» — количество, а не качество. Это звучит несколько странно, не так ли? Помните, что каждый член группы заранее ознакомлен с проблемой. Кроме того, у вас есть «повестка дня». Следовательно, группа сориентирована в нужном направлении. Поэтому при «мозговом штурме» постарайтесь найти как можно большее количество идей, не обращая внимания на их эффективность.

4. Четко формулируйте каждую идею. В процессе многих «мозговых штурмов» идеи просто фиксируются по мере их поступления. Лидеры должны внимательно следить за работой группы и останавливать участников «мозгового штурма» для обдумывания каждой идеи, а также помогать четко сформулировать ее. Развивайте каждую идею, какой бы сумасшедшей и из ряда вон выходящей она ни казалась.

Лидер отвечает за соблюдение этих четырех правил при проведении «мозгового штурма», но он должен делать это незаметно, не приказывая и не оказывая давления на окружающих. Лидер ни в коем случае не должен доминировать на «мозговом штурме». Когда закончится «мозговой штурм» (и только тогда!) можно рассуждать логически, отбирая из всех придуманных идей наиболее многообещающие.

Добавить комментарий