Классификация предприятий розничной торговли

Классификация как метод исследования — это процесс формирования и перечисления непересекающихся классов (видов, типов, ячеек) для объектов или их характеристик. Классы могут быть выделены на основе одного или нескольких признаков.

Классификация как практический прием — это процедура отнесения объекта к некоторому заранее заданному классу. Классификация служит первым шагом на пути изучения любого предмета. При исследованиях совокупностей, состоящих из множества разнообразных объектов, применение классификации необходимо. На ее основе проводится их группировка. Это позволяет упорядочить совокупность, расчленить ее на части и сделать более обозримой.

Классификация розничных торговых предприятий необходима для того, чтобы покупатель, зная название магазина, имел четкое представление о его специфике, ассортименте. Таким образом, классификация является источником информации для потребителей.

Владельцам розничных точек классификация требуется не только для надлежащего оформления. Магазины каждой разновидности относятся к определенному сегменту рынка. Названия этих разновидностей являются своего рода адресом для покупателя. Однако отнесение магазина к тому или иному типу обязывает владельца соблюдать определенные правила при формировании ассортимента, организации обслуживания покупателей и т.д. Например, в универмагах потребитель привык видеть широкий выбор товаров. В магазине-складе должны оказываться услуги по погрузке и доставке продукции.

Разнообразие объектов розничной торговли вызывает необходимость группировать их по различным признакам. Однако в этом случае классификация становится очень сложной.

Как правило, при классификации предприятий розничной торговли учитываются:

  • товарная специализация; размер (торговая площадь);
  • форма обслуживания;
  • принадлежность. Дополнительно учитываются признаки:
  • цены (высокие, нормальные, сниженные);
  • особенности устройства;
  • местоположение (магазины городского и местного значения, сельские магазины, магазины шаговой доступности).

В настоящее время известно много классификаций предприятий розничной торговли. В первую очередь необходимо упомянуть одну, предлагаемую ГОСТ. Она учитывает товарную специализацию, торговую площадь, форму обслуживания. Однако эта классификация не принимает во внимание категорию принадлежности торговых точек, их местоположение, специфику устройства, планировочного решения и другие важные с точки зрения маркетинга критерии.

В основу маркетинговой классификации магазинов, в первую очередь, положены особенности спроса и поведения покупателей, сегментация потребительского рынка, местоположение магазина, корпоративная принадлежность и многие другие признаки. В классических трудах

по маркетингу описаны такие типы магазинов, как универсамы, универмаги, специализированные магазины, магазины товаров повседневного спроса, магазины-склады, магазины-демзалы и т.д. Список следует дополнить такими относительно новыми форматами, как коллективные магазины, «удобные магазины», дискаунтеры, фирменные магазины и др. Недостаток маркетинговой классификации состоит в том, что она заимствована из трудов западных, в основном американских, авторов и не во всем соответствует российской действительности.

В целях упорядочения структуры розничной торговли во многих городах и регионах создают собственные классификации торговых объектов. Примером может служить классификация розничных магазинов, разработанная Правительством Москвы. Однако и в ней имеются недоработки, например, не обозначены четкие различия между универсамом и гастрономом, универмагом и торговым домом.

По характеру товарной специализации выделяются:

  • универсальные магазины, предлагающие широкую товарную номенклатуру продовольственных и/или непродовольственных товаров;
  • специализированные магазины, реализующие продукцию одного вида, одной товарной группы или нескольких родственных по потребительскому назначению товарных групп;
  • смешанные (неспециализированные) магазины, осуществляющие торговлю продукцией нескольких различных по своему происхождению и назначению групп. Смешанные магазины могут предлагать товары продовольственные (продукты) и непродовольственные (промтовары), а также и те и другие одновременно.

Для проведения точной границы между классами магазинов необходимо учитывать количественный критерий, а именно число ассортиментных групп и наименований товаров (насыщенность товарной номенклатуры). Однако на практике оказывается, что получить необходимые данные весьма сложно, поскольку сами продавцы не всегда владеют этой информацией, а контролирующие органы такой учет не ведут. Посредством полевых исследований изучить широту и насыщенность товарной номенклатуры очень сложно. Кроме того, полнота ассортимента— вопрос неоднозначный. В небольшом магазине «Продукты» может быть представлено столько же товарных групп, сколько их имеется в универсаме, однако насыщенность ассортимента маленького магазина все равно гораздо ниже.

В связи с этим границы у трех вышеописанных разновидностей магазинов условны, особенно это касается различий между специализированными и смешанными торговыми точками, при разделении которых обычно используется принцип 50/50. Иначе говоря, если в магазине одна группа занимает более 50% товарных позиций, этот магазин относится к разряду специализированных.

Второй признак — размер магазина. Этот критерий целесообразно определять по величине торговой площади, тем более что данный показатель подлежит обязательному измерению и учету в контролирующих органах. Магазины площадью 400кв. м и более считаются крупными, остальные — средними и мелкими.

Классификация по формам обслуживания давно разработана и проста в применении. По этому признаку торговые объекты подразделяются на магазины самообслуживания, магазины, торгующие через прилавок, магазины с полным и смешанным обслуживанием. Последняя разновидность сочетает в себе элементы самообслуживания и обслуживания через прилавок.

По признаку принадлежности торговой точки выделяют:

  • магазины, имеющие независимого владельца;
  • торговые сети (состоят из нескольких магазинов), принадлежащие одному владельцу (фирме, корпорации);
  • арендуемый отдел (магазин в магазине);
  • коллективный магазин (торговый комплекс), объединяющий в одном здании и под одной вывеской несколько арендуемых отделов;
  • фирменный магазин (продукция от производителя).

Используя эту классификацию, необходимо разграничивать магазины по числу торговых объектов. Так, к торговым сетям обычно относят объединения, имеющие в своем составе более 20 магазинов. Коллективным магазином называют комплекс, в котором насчитывается не менее пяти отделов, принадлежащих различным владельцам.

Понятие «фирменный магазин» имеет в литературе самое широкое толкование. Многие торговые сети позиционируют себя как «сети фирменных магазинов». Однако фирменными обычно называют точки, торгующие под вывеской либо известных брендов, либо собственного товарного знака. В данной работе мы будем называть фирменными только магазины, открытые предприятиями с целью сбыта собственной продукции. Некоторые магазины, сходные по всем четырем вышеперечисленным признакам, имеют другие специфические черты, позволяющие выделить их в отдельный тип.

Так, по особенностям структуры (наличие склада и торгового помещения) и местоположения (обычно на окраинах города) отличается от других крупных розничных точек магазин-склад. Магазин-салон является аналогом магазина — демонстрационного зала. Это крупная специализированная точка с большим торговым пространством, выставочной планировкой и полным обслуживанием.

Сложной задачей является классификация небольших магазинов. Такие магазины во множестве присутствуют и в крупных, и в мелких городах, а в последних представляют собой основной формат розничной торговли. Их называют магазинами шаговой доступности («магазины возле дома»), «удобные магазины», локальные магазины, «конвиниенс сторы», бентамы и пр.

Магазины шаговой доступности интересны тем, что они открываются в местах, удобных для покупателей (внутри жилых массивов, у конечных остановок автобусов), но, как правило, в отдалении от крупных розничных точек.

Небольшой по размерам уютный (удобный) магазин обладает рядом особенностей: устройство, персонал (знакомые продавцы), необычный ассортимент, а главное — удобное местоположение. Такой магазин оказывается или недалеко от работы, или по пути к автобусной остановке.

Однако четких различий между этими разновидностями практически нет. Наши исследования показывают, что большинство небольших магазинов тяготеют к оживленным местам и располагается группами, следуя закону кумулятивного притяжения. Рядом с жилыми домами, но в глубине кварталов встречаются единичные торговые точки. Уют и удобство — понятия относительные, с трудом поддающиеся объективной оценке. В процессе изучения розничных торговых сетей у наблюдателей неизбежно возникнут трудности с идентификацией типов магазинов. Кроме того, возникает вопрос: «Как сделать вывеску, которая бы отражала профиль деятельности данной разновидности магазинов?»

В связи с этим предлагается называть небольшие магазины со смешанным ассортиментом и обслуживанием через прилавок локальными и подразделять их на категории: «Продукты», «Промтовары», «Продукты и промтовары».

Различия в ценовой политике продавцов привели к появлению элитных магазинов, магазинов сниженных цен, дискаунтеров. Отличие магазина сниженных цен от дискаунтера очевидно. В дискаунтере продаются качественные товары, но цены на них ниже, чем в других магазинах, за счет применения метода самообслуживания, простого оборудования, расположения торговых площадей в районах с невысокой арендной платой. В магазинах сниженных цен низкая стоимость продукции обусловлена ее качеством.

Добавить комментарий