Из истории розничной торговли

Розничные торговые предприятия выполняют ряд полезных для экономики и общества функций: организация обслуживания, формирование ассортимента, информационно-рекламная деятельность, оказание дополнительных услуг. Торговые точки нужны городам и селам. Они украшают улицы, их владельцы заботятся о благоустройстве окружающих территорий.

Несмотря на эти и другие преимущества розницы, часто раздаются отрицательные высказывания в ее адрес. Сложившееся в СССР мнение о том, что главные отрасли экономики — это тяжелая промышленность, машиностроение, металлургия, а торговля, предоставление услуг —  второстепенные, в какой-то степени продолжает влиять на общественное сознание и отношение к продавцам.

Работа в розничной торговле, особенно в небольших городах, остается главным образом уделом женщин. Они чаще, чем мужчины, получают специальности коммерсантов и маркетологов в лицеях, колледжах, высших учебных заведениях. За прилавками продовольственных и промтоварных магазинов, исключая магазины электроники и бытовой техники, также работают женщины.

В процессе развития розничная торговля изменялась. До ХХ века продажи осуществлялись в лавках — небольших торговых помещениях, которые располагали широким, однако не отличающимся разнообразием ассортиментом, обслуживание производилось через прилавок.

Владельцем лавки, как правило, был один человек либо семья, которая проживала неподалеку или в том же доме, где располагалась лавка. Хозяин контролировал работу приказчиков, вел учет, часто сам обслуживал клиентов. Это позволяло создавать и поддерживать теплую, семейную атмосферу в лавке. Существовала услуга продажи в долг («под запись») без какого-либо оформления, расписок.

Такая форма беспроцентного кредита никогда не умирала, имела место в советское время и применяется сейчас (неофициально). С середины XIX века начинается формирование новых типов магазинов. Первыми были универмаги. Они предлагали покупателям большой ассортимент товаров, возможность беспрепятственного их осмотра (прилавка в универмагах уже не было), широкий спектр услуг. В 20-е годы XX века появились универсамы и вместе с ними альтернатива торговле через прилавок — система самообслуживания.

Для розничной структуры второй половины XX века характерно, наряду с перечисленными типами магазинов, широкое распространение специализированных точек, использующих преимущества целевого маркетинга и предлагающих покупателям глубокий ассортимент товаров и полное обслуживание. Конец XX — начало XXI века — время развития корпоративных розничных сетей, открытие крупных торговых точек. В больших городах, областных центрах отмечается экспансия розничных сетей, захват ими выгодных территорий, вытеснение с рынка мелких продавцов. Возникают новые типы магазинов, а некоторые традиционные форматы уходят в прошлое. Так появились торговые центры (коллективные магазины), которые практически заменили универмаги. Редкостью стали гастрономы и галантерейные магазины.

Добавить комментарий